Адаптация к детскому саду - это активная перестройка всех систем детского организма, поэтому ее ход и результат зависят от целого ряда факторов.
1. Возраст. Выбрать оптимальный возраст для детского сада практически невозможно, в каждом периоде есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, существуют некоторые закономерности детского развития, которые можно и нужно использовать для того, чтобы облегчить малышу процесс адаптации.
1,5-2 года. Чем младше ребенок, тем легче он ко всему привыкает. Но зачем приучать малыша обходиться без мамы в том возрасте, когда он особенно в ней нуждается? До 2 лет родители и родственники вполне способны обеспечить чаду необходимое для социализации общество.
В психологии есть такое понятие, как "сепарационная тревога" - то есть беспокойство, возникающее у малыша в период разлуки с матерью. В этом состоянии у ребенка снижается познавательная активность, ухудшаются аппетит и сон и иногда даже незначительно повышается температура. Практически все дети, которых отдают в ясли, переживают нечто подобное. Конечно, острый период довольно быстро проходит, но это вовсе не означает, что малышу нравятся случившиеся в его жизни изменения, на самом деле ребенок просто обреченно смиряется с новыми условиями, так как другого выхода у него нет. Именно поэтому отправлять малыша в ясли нужно только в том случае, если мама действительно вынуждена выйти на работу.
2-3 года. Малыш уже чувствует себя вполне самостоятельным - казалось бы, детсад может стать отличным местом для самореализации. Но не стоит забывать о том, что именно сейчас ребенок вступает в период «кризиса трехлетия».
Поддавшись соблазну отдать вечно ноющего и качающего права капризулю в крепкие руки педагогов, родители рискуют упустить возможность наладить с ребенком нормальные отношения. Для того чтобы этого не произошло, очень важно соблюдать разумный баланс между садовской и домашней реальностями - не оставлять чадо в саду допоздна и уделять максимальное количество времени общению и совместным играм.
3-4 года. В этом возрасте ребенок уже действительно умеет играть вместе, а не рядом с ровесниками. Кроме того, малыш способен понять и принять тот факт, что маме с папой необходимо ежедневно ходить на работу. Иными словами, кaрanyз вполне готов к регулярным визитам в детский сад, и поэтому привыкание к новой - самостоятельной - жизни скорее всего пройдет более или менее гладко. Тем не менее в этом возрасте активная социализация имеет и оборотную сторону: ребенок как губка впитывает манеры и привычки окружающих его детей. Обычно малыши приносят в дом не самые красивые слова и жесты и в ответ на замечания родителей весьма агрессивно отстаивают свои новые «приобретения» или «навыки». Вам придется вести с ним ежедневные беседы на тему «Почему Димке можно, а мне нельзя?».
После 4 лет. Оказавшись в коллективе после нескольких лет «затворничества», ребенок порой ведет себя так же, как попугай Голубчик из «Рио» или медведь Буг из «Сезона охоты». «Где мой тост с шоколадной пастой?» - холодно осведомляется он у нянечки. «Почему не включают мультик после завтрака?» - упрекает он воспитательницу. «Кто эти дети, хватающие мои игрушки?» - в ужасе спрашивает он у родителей. Избежать подобных проблем совсем несложно: за полгода до предполагаемого визита в детский сад запишите малыша на развивающие занятия или любые другие мероприятия, требующие соблюдения дисциплины и общения с другими детьми.
2. Темперамент. Некоторые дети с трудом приспосабливаются к графику садовской жизни из-за особенностей своего темперамента. Например, малыш и рад был бы пойти на музыкальное занятие, но пока он надевает чешки, ребята успевают позаниматься и вернуться обратно. Неудивительно, что через несколько дней карапуз откажется идти в сад: там ему не удается реализовать ни одно из своих желаний, а окружающие только и делают, что подгоняют. Или, например, обратная ситуация: группа едва села за стол, а малыш уже умудрился все съесть, дети подошли к шкафчикам, а он стоит одетый и ждет этих копуш. В результате детский сад будет казаться ребенку невероятно тоскливым местом. Не стоит рассчитывать на то, что воспитатели и другие дети будут подстраиваться под ваше чадо. Именно родителям придется заниматься постепенным «разогревом» меланхолика или флегматика и «охлаждением» сангвиника или холерика.
3. Навыки самообслуживания. У малыша, который умеет одеваться, есть ложкой и ходить на горшок, шансы на успешную адаптацию значительно выше, чем у его неподготовленного ровесника. Дело в том, что все эти нехитрые умения позволяют ребенку держать ситуацию под контролем и не чувствовать себя беспомощным "беби-борном", с которым играют чужие тети. В большинстве случаев хорошо развитые навыки самообслуживания компенсируют проблемы, вызванные особенностями темперамента.
Перефразируя известное высказывание Льва Толстого, можно сказать, что каждый ребенок, привыкающий к детскому саду, несчастен по-своему. Довольно часто процесс адаптации затрудняют и сами родители: своими советами они создают у малыша искаженные представления о том, что и как следует делать в саду.
Любитель развлечений.
Как правило, в первые дни ребенок воспринимает сад благосклонно: он с удовольствием играет с общими игрушками, радостно открывает дверь персонального шкафчика и с интересом пробует предлагаемую еду. Но опьянение новизной быстро проходит, и, в конце концов, малыш понимает, что он приходит сюда не просто в гости. Вот тогда-то и начинаются слезы! Даже когда критический период проходит, ребенок все равно не получает от посещения сада никаких положительных эмоций - его день занят исключительно ожиданием родительницы.
Возможные причины. Папа с мамой убеждают малыша в том, что садик - это место, где можно весело играть с ребятами. Но вот про занятия, на которых полагается быть усидчивым и серьезным, взрослые почему-то забывают.
Что делать. Объясните ребенку, что «уроки» - это не прихоть занудных воспитателей, а действительно неотъемлемая и весьма полезная часть детсадовской жизни.
Борец за независимость.
Бывает, что ребенок воспринимает детский сад как новую территорию, за счет которой можно расширить границы своего княжества. В этом случае с самого первого дня малыш будет пытаться руководить воспитателями и детьми и навязывать им свои привычки. Игрушки стоят на полках? Неправильно, они должны лежать на полу, чтобы было удобно в них копаться! Пора ложиться спать? Глупости, игра только началась! От революционных изменений, вносимых в размеренный уклад садовской жизни, страдают не только окружающие, но и непосредственно революционер. Во-первых, малыш постоянно видит недовольство педагогов, не понимая, что сам дает им поводы для негативных эмоций. Во-вторых, он оказывается в изоляции: другие дети боятся, что, общаясь с нарушителем спокойствия, навлекут на себя гнев воспитателей. В-третьих, карапуз сильно устает: борьба за независимость изматывает даже взрослых бунтарей.
Возможные причины. Шапочное знакомство с режимом дня, непоследовательность в воспитании, отсутствие у ребенка представлений о правилах поведения в детском саду.
Что делать. Максимально приблизить домашний распорядок к садовскому режиму. Ваша непреклонность поможет ребенку привыкнуть к новому ритму и начать адекватно реагировать на просьбы (или требования) воспитателей. Подробно и максимально честно опишите малышу садовскую жизнь: расскажите, почему она устроена именно таким образом и чем могут быть вызваны замечания педагогов. Убедитесь, что ребенок понимает значение новых выражений, - таких как «тихий час», «построились», «встали по парам» и т.д. Посмотрите вместе старый советский мультфильм «Комаров», рассказывающий о непослушном воспитаннике детсада. По итогам просмотра обсудите, какие именно правила нарушил главный герой и что особенно расстроило воспитательницу.
Мамин хвостик.
Ребенка все устраивает: и игрушки, и дети, и воспитатели, и режим. Правда, использовать все эти приятные «опции» он готов только в комплекте с любимой мамочкой. Но родительница почему-то пытается как можно скорее покинуть садик! Куда и зачем уходит мама? Разве им плохо было вместе? На что она меняет уютное сидение в песочнице и неторопливое покачивание на качелях? На суету по утрам: «Скорее надевай колготки, а то я опаздываю! Меня начальник будет ругать!» Кто такой этот «начальник»? Неужели настолько страшен?
Возможные причины. Родители внушают ребенку, что ему необходимо ежедневно посещать детсад, но вот зачем это нужно делать, не объясняют. В результате у малыша возникает очень неприятное ощущение. «В жизни взрослых появилось что-то важное, - думает он, -а я этому мешаю, и поэтому на некоторое время они пытаются избавиться от меня». Представляете, как обидно?
Что делать. Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ребенок воспринимал посещение детского сада не как «передержку», а как важное и нужное ему самому дело.
1. Объясните ребенку, что, соглашаясь оставаться в саду, он помогает родителям зарабатывать деньги, без которых не получится ни поесть, ни одеться, ни по телефону поговорить!
2. Придумайте ритуал прощания, способный успокоить и развеселить ребенка. «Целуйтесь» носами, как эскимосы, обнимайтесь, играйте в ладушки, наконец! Нехитрый набор однообразных действий станет для малыша своеобразной гарантией того, что день пройдет хорошо.
3. Воспринимайте утренний плач ребенка при прощании не как сигнал SOS, а как форму выражения сожаления из-за предстоящей разлуки. Спокойно скажите наследнику, что тоже будете скучать, обязательно вернетесь, как только сможете, и сразу же уходите! При твердом следовании этой стратегии утренние протесты довольно быстро сойдут на нет.
4. Не допускайте, чтобы воспитатель «отдирал» от вас ребенка: если малыш вцепился в вашу юбку мертвой хваткой, погладьте его по спинке, поцелуйте и сами передайте педагогу. Таким образом вы дадите понять ребенку, что держите ситуацию под контролем и вполне доверяете этой чужой тете.
5. Увеличивайте время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 5-6 часов. Старайтесь, чтобы малыш не оставался последним в группе.
Жертва обстоятельств.
Иногда адаптация к детсаду проходит особенно тяжело из-за того, там ребенок регулярно сталкивается с каким-либо травмирующим фактором. Причиной расстройства может быть все что угодно - агрессивный одногруппник, строгий воспитатель, неудобный горшок или высокая кровать, с которой он боится упасть.
Возможные причины. Тревожность и неуверенность заставляют малыша искать конкретного виновника всех несчастий, на которого периодически можно изливать свой гнев.
Что делать. Удержитесь от желания написать на имя заведующей жалобу с требованием уволить педагога или заменить кровати в спальне. Ребенку будет значительно полезнее, если вы научите его справляться с негативными эмоциями.
1. Абсолютно серьезно, безо всякой иронии обсудите с наследником его самые сильные страхи. «Что будет, если ты упадешь с кровати?» «Я разобьюсь на мелкие кусочки...» - шепчет отважный, регулярно рискующий жизнью кроватко-испытатель. Выслушав все аргументы, обратите внимание ребенка на то, что остальные малыши спокойно лежат в своих постелях и никуда в целом не падают. И даже если «аварии» все-таки случаются, то ничего страшного не происходит. Для закрепления результата предложите малышу несколько раз специально упасть на ковер с домашней кровати (только не забудьте предварительно показать, как надо страховать голову и спину).
2. Подробно разберите поведение «страшного» ребенка или воспитателя. Объясните мотивы их поступков и придумайте, что можно сказать или сделать в ответ на «атаку» неприятеля.
3. Обратите внимание малыша на то хорошее и приятное, с чем он ежедневно сталкивается в детском саду: плюсов наверняка окажется значительно больше, чем минусов.