|
Организация предметно-пространственной среды в младших группахМладший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа. В младших группах создается комфортная и безопасная для детей обстановка. Малыши в этом возрасте предпочитают стабильность. Они еще плохо реагируют на пространственные изменения вокруг себя. Поэтому считается необходимым спланировать пространство группы еще до поступления детей в дошкольное учреждение. Оно должно быть организовано так, чтобы каждый ребенок получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовании, лепке, элементарном труде. Также необходимо создавать такие условия, чтобы могли одновременно действовать двое - трое детей и взрослый. У младших дошкольников активно развиваются различные движения. Но вместе с этим еще нет координации, быстрота реакции, ловкости, смекалки. Поэтому все оборудование располагают по периметру группы. Две трети пространства групповой комнаты оставляют свободным, что позволяет детям свободно двигаться и перемещаться в течение дня. Для стимулирования двигательной активности детей двух – трех лет в группе освобождают место, где располагают оборудование, игры, пособия. Все материалы находятся в доступе для детей. Это побуждает малышей к самостоятельным действиям. Поэтому мелкие пособия располагают в открытых шкафчиках и на подвесных полках так, что ребенок может сам их брать. Под полкой ставится устойчивый куб или ящик высотой 10-15 см, на который дети могут встать и взять интересующий их предмет. Крупное физкультурное оборудование расставляют вдоль стен, так как оно занимает очень много места. Также в группах, как правило, имеется горка со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания и перелезания. А для того, чтобы дети могли прыгать, скакать, лежать и ползать нужно иметь мягкий матрас. Это доставляет малышам огромную радость. Ведь вся их жизнь проходит в постоянном движении. Очень важно помнить, что у маленьких дошкольников очень быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Все имеющиеся материалы нежелательно держать в группе. Вносить их нужно постепенно.
Все игрушки для детей до трех лет должны быть крупными, соразмерными самому ребенку или кукле. Также могут быть и игрушки среднего размера. Для детей четвертого года жизни используются игрушки-персонажи уже меньших размеров, соизмеримые с небольшой куклой. А так как игровые интересы детей расширяются, поэтому и игрушки приобретают все больше реалистических черт. Полезны очень в этом возрасте игрушки-персонажи из народных сказок, детских мультфильмов и телепередач, с которыми ребенок может разыгрывать сюжетные события. Кукла для ребенка младшего возраста является подобием его самого. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы, чтобы дети могли взять ее за ручку, уложить в кроватку или усадить за стол. Для игр детей в группах имеются наборы игрового материала, так называемые тематические зоны. Достаточно иметь три-четыре такие зоны. Это материалы для развертывания бытовой тематики: кукольные кроватки, диванчик, шкафчик с посудой, кухонная плита, домик или ширма со скамейкой внутри, где могут располагаться игрушки, автобус-каркас для разнообразных игр детей. В группе детей четвертого года жизни можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь. Это машины скорой помощи, полиции или такси. Очень полезно иметь в группе много зеркал, расположенных в разных местах. Малыш сможет видеть себя среди сверстников, наблюдать свои движения, мимику, ухаживать за своим внешним видом. А если имеется уголок ряженья, то это позволит ребенку изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя. Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Малыши в этом возрасте проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки. Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла. В группе должен быть книжный уголок, т.к. малыши испытывают интерес к книгам с яркими иллюстрациями. В исследовательском «рвении» ребенок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, которые нужно разместить подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |